Особенности внедрения геймификации
в бизнесе

АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ
Учредитель
Тренер-консультант Компании
«Вusiness and Вusiness»
Серийный предприниматель
Люди любят играть. Все мы повзрослевшие дети. Мы многое узнаем про себя и про мир в игре.

Давайте посмотрим какими атрибутами обладает для нас игра в детстве?
-1-
Интересная идея. Многие из нас готовы были играть с раннего утра до позднего вечера. Позабыв про обед и сон. И лишь голос мамы, зовущей домой, возвращал нас в реальность.
-2-
Простота правил. Правила понятны всем и не надо постоянно возвращаться к их обсуждению.

-3-
Есть приз. Не обязательно материальный. В детстве мы «от души» боролись за разные статусы и безделушки
-4-
Есть временной ресурс (и другие). Родители нас обеспечивают возможностями. Мы не думаем, что нам нечего будет кушать, когда мы прибежим домой.
Эти атрибуты не выстроены по рангу. Они должны быть, чтобы мы могли играть не отвлекаясь на внешние обстоятельства. Теперь давайте посмотрим как мы из разных ролей воспринимаем игру.
Руководитель
1. Приз
2. Интересная идея
3. Простота правил
4. Наличие временного ресурса (и других).
Разработчик
1. Интересная идея
2. Приз
3. Простота правил
4. Наличие временного ресурса (и других)
Сотрудник
1. Наличие временного ресурса (и других)
2. Простота правил
3. Приз
4. Интересная идея
Догадайтесь, что будет происходить дальше при формулировании технического задания, разработке и внедрении? Игра «не взлетит». Почему? Для внедрения игры необходимо учесть большее количество нюансов, а не только сделать ее интересной.

Ребёнок рассуждает просто: интересно мне это или нет. Но у него есть тыл - мама с папой.

А как же рассуждает большинство взрослых:
- У меня есть на это время/силы? Если да, то смотрим.
- Что там надо делать? А, ну это я могу.
- Что там за это дают? Прекрасно. Давно хотел.
- Какой там концепт? А рыцари и драконы. Пойдёт.

Чтобы поймать рыбу, нужно думать как рыба. Конечно, есть и другие модели. Топ-менеджеры будут реагировать по другому. У них другой уровень защищенности. Всегда перед созданием игры, системы геймификации на предприятии, мы смотрим на целевую аудиторию: для кого мы все это создаём.


Алгоритм создания игры/системы геймификации прост:

1. Постановка задачи

2. Понимание приоритетов целевой аудитории

3. Разработка

4. Тестирование (при необходимости)

5. Полноценный запуск

6. Анализ результатов
Давайте вместе попробуем пройти этот путь для разных целевых аудиторий. Например, наша задача разработать игру для отдела продаж недвижимости с количеством сотрудников в 8 человек, с бюджетом в 15 тысяч рублей и продолжительностью 1 месяц. Основная цель: увеличить объём комиссионных.


Каковы приоритеты нашей целевой аудитории?
1.Приз

2.Простота правил

3.Интересная идея

4.Наличие временного ресурса
Почему "приз" на первом месте? Потому что основная масса риелторов - это люди, которые ориентированы на получение результата и готовые к мотивации "волка ноги кормят". Поэтому большинство из них вначале оценивают свои шансы на победу и значимость стимула. Затем - насколько просто и интересно играть. И только потом временной ресурс, он у них есть: на что его потратить - это вопрос приоритетов.

Итак, какова будет механика игры? Начнём с приза - он должен быть значим. Сколько у нас будет призовых мест? Предположим, что три. Тогда бюджет, который у нас заложен на игру надо пропорционально распределить по местам:

1 место - 6 тысяч рублей
2 место - 4 тысячи рублей
3 место - 2 тысячи рублей
Организационные затраты - 1 тысяча рублей
Тестирование игры - 2 тысячи рублей

Что значит строка «организационные затраты»? Это мелочи необходимые для самой игры: конверты, канцелярия, необходимая атрибутика и небольшая премия офис-менеджеру за ведение самой игры.

Что будет являться хорошим стимулом для риелтора? Например, ужин на двоих в хорошем ресторане:

1 место - «Trattoria Formaggi"
2 место - «Mama Roma"
3 место - «Винная пробка на Мира»

Участвуют в игре все риелторы сделавшие не менее двух сделок в этом месяце. Зачем мы вводим такой ограничитель? Целей несколько:
-1-
Поднять мотивацию к игре. Даже само участие в ней уже является поощрением.
-2-
Показать минимальный порог успешности, «отпечатать его в голове».
-3-
Пройти «точку окупаемости игры» - она не должна приводить вас к убыткам
Побеждает риелтор сделавший максимальную выручку (считаются только комиссионные) за период.


Как протестировать? И стоит ли? Да, перед запуском всегда стоит делать тест. Например, здесь мы можем протестировать значимость стимула. Посмотреть прогноз продаж и обозначить как приз - 2 тысячи рублей на подарочной карте ресторана (тестирование всегда важно включать в бюджет игры). Посмотреть, насколько результат будет отличаться от прогноза. Сработал стимул или нет. И, конечно, стоит провести опрос среди риелторов - какие рестораны в городе они считают респектабельными.


Дальше мы запускаем игру в полноценном масштабе и анализируем результат, сравниваем его с предыдущим периодом и аналогичным периодом прошлого года со всеми поправками.